В прошлом номере "Et cetera" зашла речь об этикете в нашей повседневной жизни. Продолжаем наш рассказ. Сегодня мы приглашаем Вас поговорить о правилах хорошего тона в путешествиях, отелях и чужих городах.

Наступило лето. И даже если завтра начинается сессия или заканчивается отпуск, всё равно лето в нашем сознании связано с отдыхом, отпуском, теплом и радостью. Поэтому в первый летний день речь пойдёт о путешествиях, отелях и чужих городах.

Один великий путешественник когда-то заявил, что передвигаться куда интереснее, чем добраться до цели, и что разочарование часто постигает у цели, но почти никогда - в пути. Попробуем утешить себя этим постулатом, считая, что разочарование в пути нам не грозит, и займёмся второй проблемой - как бы не разочаровать в себе наших попутчиков или соседей по Средиземноморскому побережью.

Находиться в течении долгих часов рядом с незнакомыми, нередко несовместимыми с Вами в свободном полёте людьми, не так-то просто. В любом случае, даже если Вам очень не нравится сосед, нельзя показывать ему этого. Будьте терпеливы и доброжелательны. Утешайте себя тем, что это не навсегда. В пути необходимо помочь женщинам, которые едут бок о бок с Вами. Предложите разместить их вещи, поднять наверх чемоданы, при этом постарайтесь не ощущать себя национальным героем - это всего лишь стандартная обязанность. Войдя в купе или каюту, необходимо поприветствовать всех, кто пришёл раньше Вас. В поездах - в купе, вагонах-ресторанах, пассажиры должны представляться только тогда, когда обнаруживаются общие интересы (т.е. нужен повод). Спальные вагоны диктуют свои правила поведения. Верхнее место считается хуже. Поэтому, если в Вашем купе едет пожилой человек или дама, а нижняя полка у Вас, её нужно уступить. Конечно, они не в праве её безоговорочно требовать, но оставаться Вам внизу - неловко. Начинать своё восхождение на верхнюю полку следует раньше, чем уляжется нижний сосед, а утром спускаться, когда он уже встал. Поэтому тот, кто занимает верхнюю полку, первым идёт умываться вечером и последним - утром. Если Вы проголодались и у Вас есть чем перекусить, можете смело есть в купе, если Вас угощают - не стесняйтесь, берите, но постарайтесь ответить подобной любезностью. Не забудьте, что после Вас должен остаться идеально чистый стол. И помните, что нельзя стелить свою постель, когда кто-то ест. Отдельно следует сказать о вагоне-ресторане. Правила поведения здесь те же, что и за любым столом, но так как число мест ограничено - Вы должны уйти сразу, как только закончите есть, если другие ждут своей очереди. Не все правила, имеющие силу в обычном ресторане, приемлимы в данном месте, например, не принято ни засиживаться, ни курить.

После еды обычно бывают актуальны два времяпровождения - поспать или поговорить. Беседа с попутчиками может быть очень приятной, но здесь встречаются подводные камни правил хорошего тона. Не спешите начинать слишком откровенный разговор. С какой стати Вы навязываете близость и сопереживание к своей персоне? Выворачивание души наизнанку, доверительные беседы с неблизкими людьми, всегда считались дурной манерой. В пути также не принято спорить по какому бы ни было поводу. Помните, что единственный способ победить в споре - избежать его. Не принято спорить со своими попутчиками даже в случае возникших принципиальных жизненных противоречий. Не тратя свои нервы и избегая длинных дискуссий, обращайтесь к проводнику.

Если Вы путешествуете морем, то там действуют почти те же правила, но принято сразу же знакомиться с соседями по столу и каюте, а так же со всеми, с кем приходится общаться достаточно тесно. Вообще, пароход можно сравнить с маленькой гостиницей. Считается хорошим тоном вести себя дружелюбно, общаться со всеми пассажирами, но ни в коем случае не быть назойливым. Существует одна особенность, свойственная только для водных путешествий - обращаться к капитану судна следует с большим уважением, подчёркивающим его профессиональное, а в данном месте и социальное превосходство. Приглашение сесть за столик капитана - всегда большая честь, отказаться от неё можно только по очень серьёзной причине.

Дневная одежда на судне не имеет большого значения - подойдёт всё, что обычно носят на курорте, но вечером в подобной одежде или в спортивном костюме можно появиться только в дни отплытия и прибытия в порт. Вечером этикет соблюдается более строго, но это уже зависит от класса корабля. Если Вы подвержены морской болезни, то помните, что о ней не принято постоянно напоминать, а следует проводить время в одиночестве или с товарищем по несчастью. Нельзя своим страдальческим видом портить отдых всей компании (к тому же спорный вопрос, кто кого больше раздражает - Вы их, как прямой укор их веселью, или они Вас своим безнаказанно цветущим видом).

Каким бы видом транспорта Вы не путешествовали, морем, небом или по земле, в пути есть одно ТАБУ - беседы об авариях и дорожных катастрофах. Правила поведения в самолёте мало отличаются от правил на земле, но существуют ряд запретов, которые нужно соблюдать неукоснительно в целях Вашей же безопасности (о них Вам не замедлят сообщить). И запомните - в самолётах не принято давать чаевые. Остальные правила проще всего - делай что велено и благодари стюардесс за каждую услугу и внимание к себе. (Для искателей приключений следует заметить, что романы со стюардессами происходят только в книжках и кино. Не обольщайтесь на свой счёт). И завершающая красивая традиция - когда самолёт коснётся земли, все пассажиры благодарят командира за мягкую посадку радостными аплодисментами. Покидая самолёт не забудьте поблагодарить и попрощаться со стоящим навытяжку персоналом. В конце концов всё могло кончиться гораздо хуже.

Когда Вы приезжаете отдыхать в незнакомое место (тем паче в другую страну), Вы можете не знать ни одного местного правила приличия, но чтобы не попасть в неловкое положение, помните старую заповедь - абсолютное уважение к стране, которая принимает, к её обычаям и людям. Как бы ни были Вы горды и довольны собственной персоной, как бы ни считали своё гражданство бесконечно выше по сравнению с тем, куда приехали, как бы презрительно и самодовольно не глядели на них - для них Вы всегда туземец. Поэтому не обманывайтесь их подобострастному виду, в их категории уважаемых наций Вы занимаете очень далёкие позиции. Тем смешнее будет выглядеть надутый покровительственный вид. Помните, что как правило, стремление выпендриться свойственно людям, у которых ничего нет, а стремление уйти в тень - людям, которым есть что скрывать. Не пытайтесь показать себя важнее, чем Вы есть на самом деле, всё равно это имеет значение только для Вас. С другой стороны не нужно демонстрировать всем своим вечно извиняющимся видом, что Вы мелкая сошка из третьесортной страны. Это другая крайность. Уважайте и цените себя, если хотите, чтобы Вас уважали другие. И пусть Вас не смущает чей-то надменный вид. В конце концов каждый человек ценен сам по себе и неизвестно, что представляете из себя Вы и Он при ближайшем рассмотрении. Ведите себя спокойно и достойно, но никогда надменно и угодливо - и всё будет в порядке. Если же Вы принадлежите к той категории людей, которых сковывает страх перед незнакомым окружением, Вы боитесь сделать что-то не так, вызвать смех или презрительную гримасу, то постоянно осаживайте своё напряжение одной старой истиной - окружающим до Вас нет никакого дела. Им глубоко на Вас наплевать. О Вас забудут сразу же, как исчезните с поля зрения. Под постоянным микроскопом Ваши поступки, шаги и промахи рассматривает только один человек - Вы сами. Поэтому, если Вы не делаете ничего предосудительного, то нечего мучаться по поводу "как посмотрят" и "что подумают". Вы многотысячный турист, и никому не интересны. Из вышесказанного не следует, что нужно быть счастливой свиньёй и вести себя как заблагорассудится. Уважительно относитесь к окружающим, будьте приветливы, не считайте, что всё должно быть таким же, как дома. Привычки у всех разные. Если бы всё было одинаковым, стоило ли тогда путешествовать? И ещё одно: нигде человек так не отождествляется со своей страной, как за её границей. Вспомните - иностранец всегда, кем бы он ни был, становится типичным представителем своей страны. Особенно, если он нам не нравится. Не забывайте об этом. В чужой стране Вы можете добавить к себе неприязнь аборигенов, если слишком варварски нарушаете их устои, но эта проблема легко поправима.

Перед поездкой в незнакомую страну купите (к лету - на любых лотках в центре или в любых крупных книжных магазинах) путеводитель по этой стране, в котором найдёте краткую информацию о традициях, общепринятых нормах, достопримечательностях, местах, которые нужно посетить, отелях, сфере услуг; Вас предупредят о сложностях, которые могут встретиться. В некоторых есть даже краткий разговорник. (Если лень покупать разговорник, а более-менее сносно Вы владеете только одним языком - родным, то выучите минимум обязательных слов: здравствуйте, спасибо, извините, до свидания. Без них не обойтись, но на них можно прожить. Если у Вас склонность к языкам, то за время поездки Вы запомните ещё несколько слов и оборотов (это, конечно, уже шик), и на родине сможете создать себе имидж человека, легко владеющего разговорной речью). Есть одна известная во всём мире книга "Let's go", которую составляют и постоянно обновляют студенты Гарварда. Это справочник-путеводитель по многим странам (на английском языке). Книга пользуется огромной популярностью среди туристов, т.к. кроме того, что сама по себе написана с милой иронией, ещё и рассказывает как провести время наилучшим способом и не переплатить за удовольствие. "Let's go" можно купить за 20-30 долларов в Шереметьево или в крупных книжных магазинах.

Живёте Вы в роскошной гостинице или в скромном пансионе, правила хорошего тона мало отличаются друг от друга. Не стоит пытаться пустить пыль в глаза, оставайтесь естественными и вежливыми - это поможет избежать оплошностей, а если Вы их всё-таки допустите, то окружающим это не доставит никакой радости, так как до этого Вы не раздражали их, ломая комедию. В маленькой гостинице здороваются со всеми - с хозяином, с прислугой, с портье, с постояльцами. Но в большом отеле это излишество. Большой отель отличается от маленького, как город от деревни. В пансионе здороваются, войдя в столовую. В большом отеле здороваются только с теми, кто сидит за одним столиком. Если встречи становятся частыми, нужно представиться (о правилах знакомства - в другой раз). В маленькой гостинице не принято гонять персонал исполнять любую прихоть В большой - напротив, но при этом необходимо соблюдать по отношению к персоналу безупречную вежливость: не забывать говорить "пожалуйста", обращаясь с просьбой, благодарить за услугу, давать чаевые - сразу по исполнении поручения, если просьба была единственной, или в конце Вашего пребывания, если пользовались услугами персонала постоянно.

Отдельно стоит поговорить о портье. Вы можете обратиться к нему с любой просьбой. Обычно он говорит на нескольких языках и всегда поможет Вам. Он посоветует лучшие рестораны и спектакли, отправит открытки, выполнит любой заказ, у него всегда есть нужные лекарства, и он успокоит, если Вас разозлили в магазине. Он постоянно будет заботится о Вас как родной дядюшка. И конечно, каждая услуга неуклонимо увеличивает Ваш счёт и его чаевые.

Находясь в отпуске, нельзя мучить своих соседей, постоянно рассказывая анекдоты или жалуясь на сквозняки, духоту, скуку, общество низкого уровня. На общество вообще (людям не самым близким) жаловаться не принято, так как никто Вас в нём не держит - вращайтесь в более высоких слоях и будьте довольны. Но раз Вы там не больно-то нужны, значит - имеете то, что заслуживаете. На зеркало неча пенять...Нельзя также рассказывать малознакомым людям о своей биографии, болезнях, детях, любовных похождениях. Постарайтесь не испортить окружающим отпуск, постоянно включая на полную мощь музыку, поздними шумными возвращениями, приглашениями гостей без согласия соседей. Не становитесь бедствием для людей, которые хотят побыть в одиночестве. Если Вы отдыхаете с маленькими детьми, то помните, что их шумная возня и капризы вызывают умиление только у Вас. Не держите окружающих в постоянном раздражении от их поведения и крика. Держите сами своё чадо в допустимых рамках, потому что правила приличия не позволяют другим делать замечания чужим детям в присутствии их родителей. То же можно сказать о домашних животных. Следите за тем, чтобы Ваша собака не докучала соседям, тем более детям. Помните о том, что Ваш душка-ротвейлер, который мухи в жизни не обидел, вызывает у непосвящённых иные чувства. Даже если собака очевидно добродушна, не позволяйте ей ластиться к чужим. У людей, которые не держат собак, другое отношение к ласкам Вашей псины, чаще всего это брезгливость или страх. Чаще всего мы беспокоим наших соседей не нарочно, и уж вовсе не со зла. Но эта мысль не успокаивает ни соседа, которого мы потревожили, ни самих нас, когда становимся жертвами подобного поведения.

Пусть Ваш отель самый что ни на есть курортный, и стоит на берегу моря, нельзя по нему расхаживать в купальнике. Нельзя ни мужчинам, ни женщинам являться на обед или ужин в пляжном варианте, например, в шортах. Если в отеле есть бассейн, в который можно залезть кому ни попадя, помните, что это можно сделать только до 20 часов. (Иногда время варьируется в зависимости от ужина, например, 19 часов). После означенного времени на бассейн можно только томно смотреть. В лифте отеля (да и в любом другом) не принято разговаривать, разглядывать кого-либо, если в лифте есть женщина, то мужчина должен снять шляпу.

Существует ещё масса правил и тонкостей, но Вы в них, безусловно, без труда разберётесь, было бы желание.